Контакты
По всем вопросам, связанным с сайтом, Вы можете обратиться к Администратору: admin@amarfi.ru
Баннер

Ссылки
Канал сайта на youtube
Московский театр оперетты
Солист Московского театра оперетты Петр Борисенко
Солист Московского театра оперетты Александр Каминский
Лилия Амарфий

Судьба и характер
Драмы и комедии актрисы Оперетты

Тем, кто был в этот январский вечер в зале театра «Московская оперетта», очень повезло. Настолько ярким, зрелищным и очень трогательным оказалось представление – Бенефис ведущей Актрисы театра, солистки Лилии Амарфий. Все, из чего сложилась жизнь этой прекрасной Актрисы и просто красивой Женщины, все, что ей было и остается дорого, прозвучало в песне, яркими красками «зажгло» в танце… «Молдаванеску» и «Сильва», «Хава Нагила» и «Фантом в опере» - казалось бы, все сплелось так органично и естественно, как естественна сама жизнь. Жизнь Лилии Амарфий, спрессованная в два часа бенефиса...

Сказки молдавского детства
Окружающим она казалась странным ребенком, немного «не от мира сего», как будто с другой планеты. Каждое утро, просыпаясь, Лиля придумывала себе новую сказку, в которой становилась главной героиней. И жила в этой сказке весь долгий день, твердо веря, что все придуманное - истинная правда. Иногда разрыв между реальностью и грезами едва не заканчивался трагедией. Как-то утром она решила для себя, что умеет плавать не хуже дельфинов, и с разбегу бросилась в реку. Счастье, что взрослые увидели и спасли.

Маленький городок, где прошло ее детство, остался для Лилии огромной, безбрежной Вселенной, вольницей, где опасности казались вымышленными, а свобода - безграничной. Леса, сады, река и озера, пронзительная зелень лугов, высокое небо и тот особенный аромат свободы, что дано остро ощутить лишь беспечному детству. С весны до осени дети в Огрееве не надевали ни туфель, ни сандалий. На черно-белых фотографиях той поры она всегда босиком, с развевающимися волосами - маленькая лесная фея. Она и порхала по лесам-лугам с утра до ночи, домой приходила только отсыпаться.

В школу Лиля пошла, когда ей исполнилось шесть. В чудесной румынской форме, привезенной из поездки к родственникам. Росту была невысокого, но характер уже давал себя знать. И хотя училась Лиля неплохо, учителя не раз приходили к ее отцу, известному в Огрееве портному, с жалобой на строптивый дочкин характер.

В восемь лет она узнала от друзей, что во Дворце пионеров дети поют и танцуют - пошла записываться. Одна. Аккордеонист, оказавшийся приятелем отца, прослушав Лилю, спросил: «А папа знает, что ты поешь?». «А я пою?» - она и сама этого не знала. Примерно так же получилось и с музыкальной школой, только-только открывшейся в городке. Шла по улице, увидела очередь. Спросила - куда, ответили - на прослушивание. Сходила домой, переоделась и, ни слова не сказав родителям, одна вернулась в эту очередь. Почти всем, кто в тот день стоял рядом с ней, отказали, а Лилю приняли. У девочки оказался абсолютный слух. Директор школы сам пришел к ее отцу: «Товарищ Амарфий, Ваша дочь поступила в музыкальную школу». Папа, привыкший к дочкиным выкрутасам, среагировал соответственно: «Ой, я Вас умоляю! Она все время куда-то поступает, она ж несерьезная». Но - куда деваться - согласился купить музыкальный инструмент. Скрипку – и культурно, и недорого. Лиля настаивала на пианино. Сошлись на аккордеоне. «Если покупать - так покупать вещь», - заявил отец, и Лиля получила аккордеон невероятной красоты: немецкий, с перламутром. Папа сшил к нему чехол, чтобы дочка могла таскать тяжелый инструмент за спиной на лямках, как ранец. Но ближе к зиме дочь попросила вернуть прежний плотный, кожаный. В таком футляре на аккордеоне можно был с шиком скатиться с любой горки, что, не задумываясь, она и проделывала, пока как-то раз, съезжая с холма, не уткнулась в чьи-то ноги. Подняла глаза и наткнулась на укоризненный отцовский взгляд: «А ну-ка домой!». Дома отец горестно посетовал: «Мы с мамой могли купить два макинтоша! А ты что вытворяешь!». Вообще-то играть на аккордеоне Лиле нравилось. Она с лету, на слух могла подобрать любую мелодию. Но ежедневно тратить три часа на бесконечные гаммы, вариации, упражнения было просто жаль. Памятные любому начинающему музыканту этюды Черни навевали на нее скуку. Она пела джаз и эстрадные песни в местном Дворце культуры, выступала с Народным оркестром, в котором собрались потрясающе талантливые люди (позже этот оркестр стал разъезжать с гастролями не только по стране, но и по всему миру), выпиливала бабочек лобзиком, раскрашивала и отправляла их брату в армию...

Детство закончилось резко, в один день. Когда Лиле исполнилось четырнадцать, умер отец. Брат уехал в Харьков поступать в институт. Надо было как-то выживать... Мама, до этого занимавшаяся детьми и хозяйством, пошла работать в детский сад. Но денег все равно не хватало. Лиля перешла в вечернюю школу и устроилась сразу на две работы - вела музыкальные занятия у дошколят. Но выступления во Дворце культуры все равно не бросила. Пела, играла - без этого уже не представляла себе своей жизни.

В пятнадцать лет она влюбилась. Он был старше ее на девять лет. Классическая первая любовь - нежная, чистая, трогательная. Если бы все сложилось - возможно, мы не узнали бы об актрисе Лилии Амарфий. Они расстались, и через год Лиля уже ехала в Москву – «учиться на артистку». Но память все сохранила – и радость встреч, и горечь расставаний...

«В Москву, в Москву!..»
Желания учиться и уверенности в себе было хоть отбавляй. Педагоги ГИТИСа это оценили. Но всех смущал жуткий местечковый акцент абитуриентки. И если бы не Ирина Ивановна Масленникова, заявившая, что она возьмет эту девочку, не бывать ей студенткой. Лилия Яковлевна по сей день благодарна своему педагогу за это решение, за готовность взять ответственность на себя.

Первые два московских года вспоминаются Лилии Амарфий как одни из самых тяжелых в ее жизни. Приходилось в буквальном смысле «ломать» себя. Во-первых, очень быстро выяснилось, что пышность форм, так высоко ценимая в Огрееве, здесь воспринимается скептически. А Лиля за два месяца, проведенных после вступительных экзаменов в родном городишке, еще и поправилась - мамочка так старалась покормить свою девочку студентку повкуснее и посытнее. Преподаватели сказали однозначно: «Надо худеть». Она практически перестала есть, жила на одних яблоках, хотя до этого не могла и дня прожить без конфет. Денег было мало, мама высылала сколько могла, еле сводила концы с концами. Жила в общежитии. В институте тоже было не все просто. Тяжело давались изнурительные занятия у станка. Педагог по сценической речи безапелляционно заявила: «Если к концу года не научитесь говорить по-человечески - я Вас выгоню!». К тому же сама Лиля остро ощущала, как не хватает ей знаний. В Огрееве не было ни галерей, ни театров, за плечами у нее - лишь провинциальная школа да сцена местного Дворца культуры. Но был характер, были азарт и уверенность, что у нее все получится. С утра до ночи пропадала в институте, а все выходные - в музеях, театрах, на выставках, в лектории Пушкинского музея. Тогда же к ней пришло понимание живописи, она на всю жизнь влюбилась в творчество импрессионистов - в кувшинки Моне, купальщиц Ренуара, в подсолнухи Ван Гога..

И все же страх быть отчисленной оставался. Когда в конце первого курса студентам давали фрагменты спектаклей для показа, ей досталась роль Вари из пьесы Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» (многие знают поставленный по ней фильм «Дорогой мой человек»). Момент расставания с героем она отыграла на одном дыхании, вложив в монолог все свое отчаяние и боязнь потерять то, к чему она так стремилась. И преподаватель сценической речи, статная седая дама с жабо и камеей, которой она больше всего опасалась, похвалила ее. Это была одна из самых важных побед первого года учебы.

К третьему курсу Лилия уже вполне освоилась и в Москве, и в институте, единственное, что ее сильно огорчало, преподаватели считали, что голос у девушки хоть и неплохой, но весьма посредственный, слабый. Когда среди сокурсников распределяли фрагменты из опер, ей даже не предложили ничего, - мол, не потянет. В отчаянии Лиля решила для себя: «Если не запою так, как надо – уйду сама». Но как-то раз, придя к Ирине Ивановне на очередное занятие, начала распеваться и почувствовала - с голосом что-то произошло, он зазвучал совсем по-иному, свободнее, ярче, насыщеннее. Даже не поверила - как будто не она поет. А Ирина Ивановна отреагировала спокойно: «Ну что ты удивляешься? Ты же так этого хотела - вот у тебя и получилось». Запела «Соловья» Алябьева, да так, что пол института сбежалось, и все понять не могли - кто это поет? А у нее словно крылья выросли в тот момент. После занятий Лиля побежала на Калининский проспект, в магазин «Мелодия». Скупила все пластинки Марии Калласс и разучивала день и ночь в общежитии все партии, невзирая на ропот соседей. Уж очень долго она ждала этого...

Правда, голос как появился, так внезапно и исчез. Надорвался узел на связках. Пришлось замолчать на время, пока не восстановился - Лиле даже экзамены за третий курс перенесли на следующий год. Зато потом с легкостью бралась за любые колоратурные партии, ее диапазон позволял справляться с самыми сложными ролями. В дипломных спектаклях ей доверили главные роли в «Цыганском бароне» и «Холопке». Когда пришло время определяться с театром, она поначалу думала пойти в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, но там затянули с прослушиванием. Педагоги в один голос советовали: «Иди в оперетту». Она и пошла. Вчерашнюю студентку ввели сразу на две главные роли - посмотреть, справится ли. Справилась. Не сказать, что все сразу шло гладко и давалось легко. Бывало, и сама оставалась недовольна собой. Но каждый даже неудачный опыт - это всегда урок, это она уже хорошо понимала. И училась как прилежная ученица.

Театральный роман
Театр за эти годы стал ее домом. Чего только ни случалось в этих стенах. Она переиграла множество ролей во всех самых известных, самых лучших спектаклях. Получила звание Народной артистки России. С гастролями выступала на разных сценах мира - в Европе и в Америке. Она любит всех своих героинь, но комфортнее всего ощущает себя в "Сильве". Считает ее квинтэссенцией жанра оперетты. Играла и саму Сильву, и Стасси, и шикарную Цецилию.

Первый бенефис на телевидении у начинающей актрисы состоялся, когда ей было 25 лет. И имел большой успех. Фрагменты этого бенефиса очень часто показывали и в передаче «утренняя почта», и во многих других программах. А канал «2X2» крутил номера с Лилией Амарфий с такой регулярностью, что острословы стали называть его «Амарфий-канал».

В каждом театре, у каждого актера есть своя копилка «нештатных ситуаций» - забавных казусов, случавшихся во время спектаклей. Случалось и ей слова путать, а порой и забывать, но она всегда со свойственной ей смелостью выкручивалась из ситуации, отчаянно импровизируя. Коллеги за эти сочинения называли ее «наша Сафо».

Красивая и талантливая актриса, она и сегодня выглядит как девушка, с прекрасной фигурой, всегда стильно и с большим вкусом одета. Чувство стиля досталось ей от отца, она еще в детстве сама шила себе брюки и кардиганы из штапеля. Только присматриваясь к ткани, уже видела, как она будет выглядеть в готовом изделии. Лихо кроила без правил, без лекал - и все удавалось. Для Лилии Амарфий не так важен бренд вещи, главное - чтобы она была стильной, необычной, с изюминкой. Может приглядеть что-то в самом обычном магазинчике за небольшие деньги, а все знакомые решат – «от кутюр». Нельзя сказать, чтобы актриса придерживалась какого-то одного стиля. Сегодня - деловой костюм, завтра - шикарное платье, а послезавтра что-нибудь экстравагантное.

Главное, по мнению самой актрисы, чувство меры и умение создать образ. Для своего бенефиса все костюмы Лилия придумывала сама, и надо сказать, смотрелись они просто шикарно.

Сама Лилия признается, что несмотря на то, что оперетта - безусловно, ее жанр, ей хотелось бы попробовать себя в драматической роли. В ее собственной жизни драматизма было хоть отбавляй. Влюбленностей, романов, предательства, радости, цветов и поклонников было столько, что хватило бы на несколько судеб.

Спектакли в театре, руководство антрепризной группой, йога, уроки английского, путешествия... у актрисы взрослый сын, внук. Но она не только выглядит как молодая женщина, но и ощущает себя так же. У нее множество планов и придумок. И - ожидание новых чудес и новых возможностей, которые подарит жизнь. Может быть, она еще сыграет в пьесах Шекспира, а может, откроет Дом моды Лилии Амарфий. Жизнь долгая, и для каждого свой сценарий. Главное - уметь его правильно прочесть.

Журнал «Женщины будущей России»
Тематическое приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь» №7, февраль 2010г.